Главная страница

среда, 17 апреля 2019 г.

Армянин Александр Кемурджиан - создатель первых планетоходов

Александр Леонович Кемурджиан – выдающийся инженер-конструктор, основатель советской научной школы космического транспортного машиностроения, создатель первых планетоходов.

Он автор более 200 научных трудов, в том числе пяти монографий и более 50 изобретений. Главным делом жизни Кемурджиана стало создание космической техники и участие в создании первого в мире автоматического самоходного аппарата для исследований на поверхности Луны.

Он был главным конструктором самоходного шасси лунохода, что, собственно, и делало "Луноход" луноходом.

Александр Леонович Кемурджиан родился 4 октября 1921 года во Владикавказе. Отец его происходил из семьи армян из Трабзона. Детские и юношеские годы Александра Леоновича прошли в Баку.

В 1940 году Александр приехал в Москву и поступил а в МВТУ им. Баумана. А в 1942 году добровольно ушел на фронт. Кемурджиан - участник битвы на Курской дуге, форсирования Днепра, Вислы, Десны и Одера; закончил войну в 1945 году в Померании.

В 1951 году с отличием окончил МВТУ им. Баумана и был направлен на работу во ВНИИ-100. С сентября 1951 года вся жизнь Александра Леоновича Кемурджиана неразрывно связана с этой организацией, где он прошел путь от инженера до главного конструктора-заместителя директора института.

С 1959 по 1963 годы Кемурджиан занимался созданием сухопутных транспортных средств на воздушной подушке. До натурных испытаний были доведены макеты боевой разведывательно-дозорной машины на воздушной подушке, ее называли "ползолетом". Эта машина могла нести экипаж до 12-ти десантников, преодолевая болота, бездорожье, водные рубежи. Прорабатывался даже вариант машины для использования в Антарктиде.

В 1963 году Александр Леонович Кемурджиан был назначен руководителем работ по созданию самоходного шасси "Лунохода". В 1963-1973 годах он возглавлял работы по проектированию и созданию самоходного автоматического шасси луноходов и малого марсохода. Под его руководством были разработаны основы проектирования планетоходов - как транспортных машин космического назначения, а также созданы первые в мире планетоходы - "Луноходы", марсоходы, аппарат для прыжкового передвижения по спутнику Марса Фобосу. С помощью приборов, сконструированных под руководством Кемурджиана, получены данные о физико-механических свойствах грунта Луны и Венеры.

Кемурджиан участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В мае 1986 года был командирован на место аварии для оценки условий работы транспортной техники. Под его руководством в сжатые сроки создан дистанционно управляемый специализированный транспортный робот СТР-1, оказавший существенную помощь при ликвидации последствий аварии.

Заслуги А.Л. Кемурджиана достойно отмечены: он доктор технических наук, профессор,лауреат Ленинской премии, награжден орденами Ленина, Мужества, Красной Звезды, Отечественной войны, Почета, а также медалями ФК СССР и боевыми медалями. А в 2006 году было принято решение Федерации Космонавтики (ФК) об учреждении награды - медали имени А.Л. Кемурджиана.

Он являлся членом нескольких международных научных обществ – Планетного общества (США), Европейского геофизического общества (Германия), членом-корреспондентом Комиссии по исследованию космического пространства (Франция).

Имя Кемурджиана внесено в книгу "Выдающиеся люди XX века", изданную в Великобритании.

Александр Леонович Кемурджиан ушел из жизни 24 февраля 2003 года. Похоронен в Санкт-Петербурге на Армянском кладбище.

В 1997 году решением Международного астрономического союза именем Александра Леоновича Кемурджиана была названа одна из малых планет Солнечной системы.


Комментариев нет:

Отправить комментарий